Обработка
Различают виды обработки:
- Термическая или ее отсутствие, продукция без термообработки не имеет маркера, термообработанные ( или отожженные) листы получают литеру «М» в марке. Весь ассортимент марок алюминия, кроме ВД1, возможно подвергать отжигу.
- Процедура отжига применяется для устранения избыточной прочности листа, которую он может приобрести при обработке.
- нагартованный (Н)- с уплотненным специальными машинами или дробеструем внешним слоем;
- полунагартованный (Н2) — с меньшей степенью уплотнения;
Нагартованный или полунагартованный металл под действием высокого давления в низкотемпературной среде упрочняется при частичной потере пластичности. При более сильном давлении достигают высокой степени упрочнения.
Изделия из нагартованного материала нельзя сваривать или гнуть из-за возможности возникновения трещин, но они применяются в высокопрочных строительных конструкциях.
Полунагартованные листы сваривают и гнут.
Закалка и состаривание
Закалка дает рифленым алюминиевым листам дополнительную прочность на разрыв. Технология состоит в резком охлаждении после высокотемпературного воздействия:
- закаленный и естественно состаренный лист получает литеру «Т», процесс естественного состаривания занимает 4-5 суток без термической обработки;
- закаленный и искусственно состаренный — «Т1», старение производится принудительно, при t= 150ºC за несколько часов;
- нагартованный после закалки и искусственного состаривания — «ТН».
Качество отделки поверхности
Рифленый алюминиевый лист может иметь:
- высокую отделку с обозначением «В»;
- повышенную отделку — «П»;
- обычную отделку, которая не маркируется.
Высокая отделка предполагает использование в качестве сырья для производства рифленых листов алюминия марки А7; А6; А0; АД00; АД0; АД1; АД; сплавов марки АМц; АМг2. Повышенная и обычная отделка не имеет требований по марке металла или сплава.
Фактура поверхности листа может быть глянцевой и матовой.
Это интересно: Анкерный болт: разновидности, применение и особенности монтажа
Применение в быту
Исследуя влияние алюминия на различные пищевые продукты, ученые установили, что при контакте пищи с алюминием не разрушаются витамины. Это открытие послужило причиной широкого применения алюминия в пищевой промышленности, в виде посуды из алюминия, а также в косметике и бытовой химии. Из алюминия изготавливают разнообразную аппаратуру, предназначенную для переработки пищевых продуктов в сахарной, кондитерской, маслобойной и других отраслях промышленности.
Рисунок 9 – Алюминивая посуда
Алюминиевых изделий изобилие, как на кухне крупного предприятия общественного питания, так и на домашней кухне: мясорубки, вилки, ложки, чашки, тазы, посуда из алюминия и т. д. Алюминиевая фольга — прекрасный упаковочный материал, хорошо сохраняющий различные продукты. В обертку из алюминиевой фольги упаковываются кулинарный жир, маргарин, мороженое, конфеты и многое другое, поэтому его еще именуют — пищевой алюминий. В алюминиевые тубы традиционно упаковывается зубная паста. Чтобы было удобно пользоваться, некоторые продукты, такие, например, как плавленый сыр, упаковывают в тубы с отвинчивающейся крышкой. В таких тубах берут с собой в космос продукты питания космонавты. Все чаще тонкий листовой пищевой алюминий применяется вместо жести при производстве консервных банок, а также все больше посуды из алюминия изготавливают производители .
Виды рифленых листов
Они различаются по нескольким характеристикам и должны соответствовать ГОСТам:
- Марка сплава, основные это: АМг2, ВД1, АМц;
- Способ производства;
- Последующая обработка;
- Тип рисунка;
- Габаритные размеры и толщина.
От марки зависят механические и коррозионные свойства. Например, АМц обладает повышенной коррозионной стойкостью, но худшей прочностью. ВД1 обладает хорошими прочностными и пластичными характеристиками. АМг2 наиболее универсальный сплав, обладающий хорошими механическими и коррозионностойкими показателями.
Тип рисунка обусловлен рифлением поверхности. Слово рифление пошло от слова рифля, что означает бороздка, выемка или желобок небольшой высоты на поверхности. По типу рисунка и формы они делятся на несколько видов:
- «Чечевица» — это однотипный рисунок (чечевичный) с одной рифлей, которая нанесена по всей поверхности через определенные промежутки. Расположена горизонтально в один ряд, то с одним, то с другим наклоном.
- «Дуэт» — две рифли, идущие также в один ряд, но с шахматным расположением. Наклон рифлей меняется в каждом ряду.
- «Квинтет» — состоит из пяти параллельных рифлей, расположенных в шахматном порядке. Наклон рифлей в рядах меняется.
«Квинтет» является наиболее распространенным типом рифления так как обладает наилучшим противоскользящим эффектом. Но он является и достаточно дорогим, так как затраты на его изготовления больше чем на менее сложны рисунки.
Имеется еще несколько разновидностей рисунков. На них рифли могут быть взаимно перпендикулярными, с разным шагом и положением. Выбор рисунка – это не только практический, но и эстетический выбор. Используя различные сочетания можно добиться интересных дизайнерских решений.
Производство рифленого алюминиевого листа
Существует несколько способов изготовления, которые зависят от используемого сплава, а также возможностей производителя. Основное деление производится по способу получения и его последующей защите:
- Горячекатаный прокат. Получаемый при помощи нагрева металла и последующей механической обработки с получением требуемой толщины. Данный метод позволяет сократить производственные расходы, но не позволяет получить тонкий металлический прокат.
- Холодный металлопрокат. Требует значительных энергетических затрат для раскатывания заготовки. При этом он становится тонкий и равномерным по толщины без изменения свойств в следствии нагрева и охлаждения.
- Плакировка – нанесение тонкого слоя 99%-го алюминия на поверхность для увеличения коррозионной стойкости металла.
После получения листа происходит его термическая или механическая обработка. Которая улучшает его технических характеристики, позволяя использовать его в более широких диапазонах. В качестве такой действий применяют:
- Отжиг – это длительная выдержка при высокой температуре с последующим медленным охлаждением. Это обеспечивает повышение пластичности и устранение внутренних напряжений, возникших при прокатке. Отжиг также позволяет устранить избыточную прочность, которая препятствует его дальнейшей работе с ним. Листы, которые прошли данную обработку имеют маркировку буквой – М.
- Нагартовка – это выдержка под давлением и при низкой температуре. Этот эффект обратный отжигу и позволяет добиться увеличения прочности, но за счет уменьшения пластичных показателей. В основном применяют этот эффект для сплавов с повышенным содержанием магния, так как он позволяет усилить этот эффект. Такие листы можно использовать для изготовления высокопрочных конструкций. Но они бояться сварки и повышенных деформаций, т.к. в связи с уменьшением пластичности могут появиться трещины. Маркируются они буквой – Н.
- Полунагартовка и закаливание — это более легкие варианты нагартвки и отжига соответственно. При этом получается достичь более универсальные свойства без перекоса какого-то одного. Обозначение соответственно – Н2 и Т.
- Рафинирофание – это обработка поверхности от посторонних механических включений. Процесс использует метод электролиза.
Преимущество использования
Обладая отличными коррозионностойкими, механическими и эксплуатационными свойствами эти листы не обладают завышенной стоимостью, хотя и дороже стального. Применение их в различных областях позволит выполнить изделия прочными, легкими и надежными. Долговечность, прочность и эстетическая составляющая положительно выделяют данный материал.
Приобрести качественные рифленые листы можно в компании «Альянс-Сталь».
21.10.2019
Сортамент швеллеров, виды
19.02.2019
Сравнение стальной и композитной арматуры
20.03.2018
Перевозка металлопроката
Куда сдавать алюминий
Все о пунктах приема
Алюминий считается самым распространенным металлом на планете. В каждом доме можно найти ненужные или устаревшие изделия из алюминия, которые пылятся на полках. Вдохнуть в них новую жизнь и при этом заработать можно, сдав металлолом на вторичную переработку в специализированный пункт приема.
Под таким пунктом понимается любая крупная фирма, частная компания или экологическая организация, занимающаяся приемом, хранением и перевозкой металлолома, и имеющая лицензию на данный вид деятельности. Зачастую подобные предприятия помимо утилизации, предлагают услуги по вывозу лома (в случае, если Вы сдаете большую партию), а также демонтаж.
Кроме официальных пунктов приема лом алюминия и других металлов принимают, и отдельные перекупщики. Однако лучше к ним не обращаться, так как обычно они не имеют разрешающей лицензии, а также специального оборудования и профессиональных навыков для работы с ломом.
Только официальные пункты приема могут правильно хранить алюминиевый металлолом
Выбираем пункт приема
Для того чтобы выбрать наиболее подходящий пункт приема, необходимо изучить основные металлоприемники Вашего города.
Чтобы посмотреть пункты приема в вашем городе, воспользуйтесь кнопкой «Выберите вторсырье и город», расположенной справа. Вы найдете все пункты приема металла Вашего города, сможете ознакомиться с ценами, адресами телефонами, и на основе этого выбрать ту приемку, которая больше всего Вам подходит.
Важно отметить, что множество отходов из алюминия так и не добираются до пунктов приема. Они остаются в кладовках, гаражах, балконах или просто отправляются на свалку, когда это вторсырье можно пустить на переработку, проявив заботу о природе и выручив денежную сумму
Основные сведения, нормы ГОСТ
Алюминиевый прокат получают на заводах путем холодной или горячей прокатки. Основные примеры алюминиевого проката — цельные листы, фольга, шины, элементы обшивки.
В дальнейшем прокат может использоваться для производства оборудования и техники. Трубы, каркасные конструкции, радиоэлектронное оборудование, строительная обшивка, крылья самолетов.
Физические свойства
- Малый вес. Небольшая масса обуславливается низкой плотностью основного химического элемента. Благодаря этому свойству материал занимает большое положение в пространстве, но он мало весит. Небольшая масса — это большой плюс с практической точки зрения (в отличие от других металлов, которые обладают сравнительно большим удельным весом).
- Совместимость со многими другими металлами. Алюминиевый «дружит» со всеми основными металлами (железо, медь, хром, вольфрам и другие). Поэтому на практике алюминий применяется в качестве как гомогенного, так и гетерогенного сплава. Внесение легирующих присадок позволяет изменить свойства основного сплава. Пример: легирование алюминиевого материала железом улучшает жаропрочность, повышает коррозийную стойкость, делает материал более прочным.
- Химическая инертность, устойчивость к коррозии. На поверхности алюминия создается тонкая оксидная пленка, которая плохо вступает в контакт с внешней средой. Поэтому алюминий хорошо переносит контакт с химическими реагентами (кислоты, щелочи, соли). Еще один плюс оксидной пленки — это антикоррозийная защита, что также идет на пользу материалу.
- Слабые магнитные свойства. Стальные изделия обладают сильным магнитным полем, которое может вносить искажения в работу радиоприборов. Конечно, большинство приборов не рассчитаны на работу с радиоволнами, однако в случае радиоэлектронного оборудование наличие магнитных свойств может быть фатальным. Алюминий практически не обладают намагничиванием, а при контакте с радиосигналом он не вносит искажения. Поэтому этот материал можно использовать для создания чувствительного оборудования (антенны, радиотелескопы, передатчики и так далее).
- Неплохая прочность. Несмотря на малый вес материал обладает хорошей прочностью. Алюминий с различными легирующими добавками на основе хрома, железа, марганца широко используется для производства танковой и пехотной брони. Легирующие добавки также улучшают антикоррозийные свойства материала, благоприятно влияют влияют на надежность, срок годности.
Нормы
Производство алюминиевого проката регулируется государственными законами. Основные законодательные нормативы — это ГОСТ 21631, ГОСТ 21488–97, ГОСТ 22233 и другие. Алюминиевый прокат по ГОСТ может быть обработан всеми основными методами — сварка, адгезивное склеивание, пайка, загибка, болтовая техника, применение заклепок.
Прокатный лист может подвергаться естественной или искусственной закалке для изменения физических свойств материала. Согласно ГОСТ все прокатные листы должны удовлетворять следующим минимальным требованиям:
- Удлинение вдоль любого плоского направления — до 20%.
- Физическая текучесть — до 400 МПа.
- Краткосрочное сопротивление деформации — до 500 МПа.
- Поверхность должна обладать только глянцевой или матовой структурой.
Также по ГОСТ на прокатном листе не допускается наличие различных повреждений. Примеры запрещенных повреждений — диффузные или коррозийные следы, расслоение, белесые пятна, трещины, шлаковые либо неметаллические включения. При обнаружении подобных дефектов материал должен быть утилизирован либо переплавлен, поскольку наличие дефектов может спровоцировать возникновение аварии.
Фармацевтика
Говоря об универсальности алюминия, нельзя обойти вниманием важный факт: металл, из которого делают посуду и самолеты, широко применяется для лечения и предупреждения тяжелых болезней и одобрен для этих целей Всемирной организацией здравоохранения. Конечно, речь идет не об алюминии в чистом виде, а о его соединениях
В 1926 году было открыто, что осажденный квасцами дифтерийный токсоид (обезвреженный бактериальный токсин) гораздо лучше стимулирует выработку антител, чем он же в чистом виде. С тех пор для усиления действия вакцин чаще всего используют алюминиевые соли, поскольку они считаются безвредными для человека.
Именно на основе алюминия производят наиболее эффективные антациды. Гидроокись алюминия, хорошо нейтрализующая кислоту, нужна для лечения язвенных болезней, диспепсии, раздражения желудка. Для этих же целей подходит фосфат алюминия.
Рисунок 10 — Лекарства | Рисунок 11 — Дезодоранты |
Но даже тем, у кого прекрасное здоровье, пригодится содержащее алюминий средство, которое продается в любое аптеке, да и не только. Речь идет о дезодоранте-антиперспиранте. Еще древние греки и римляне использовали квасцы для подавления секреции. Обычными квасцами пользовались и наши бабушки. В первые фабричные средства от запаха пота добавляли хлорид алюминия, а основным агентом современных средств является хлоргидрат алюминия. Кстати, на чем основан эффект их действия, до сих пор точно не известно .
Области применения алюминия.
Алюминий податлив штамповке, имеет значительную коррозийную стойкость, обладает высокой теплопроводностью, не токсичен в соединениях, поэтому он стал популярным конструкционным материалом. Области применения алюминия чрезвычайно обширны. В частности, он стал первым материалом для изготовления конструкций в авиастроении, ракетостроении, пищевой промышленности и производстве посуды. Благодаря своим качественным характеристикам алюминий способен ускорить судна и их маневренность. Более того, изделия и конструкции получаются легче, чем из стали на 50%.
Отдельно выделяют способности алюминия при проводимости тока. Таким образом, он, по праву может составить конкуренцию меди. Имея, практически такую же электропроводимость, он стал экономически выгодным заменителем. Активно применяется в микроэлектронике, при изготовлении компонентов микросхем. Единственным минусом, применения его в данной сфере, выступает образование диэлектрической пленки, способное создавать высокую температуру в местах спайки. Существует определенное условие использования алюминия, в качестве проводника.
Нефтяная и химическая промышленность
Освоение новых месторождений, увеличение глубины скважин выдвигают определенные требования к материалам, применяемым для изготовления деталей и узлов нефте- и газопромыслового оборудования и аппаратуры для переработки продуктов нефти.
Рисунок 5 – Нефтяная вышка
Высокая удельная прочность алюминиевых сплавов позволяет уменьшить массу бурильного оборудования, облегчить их транспортабельность и обеспечить прохождение глубоких скважин.
Коррозионностойкие алюминиевые сплавы дают возможность повысить эксплуатационную надежность бурильных, насосно-компрессорных и нефтегазопроводных труб. Повышенная сопротивляемость коррозионному растрескиванию позволяет применить алюминиевые сплавы при изготовлении емкостей для хранения нефти и ее продуктов.
Основным конструкционным материалом при изготовлении бурильных труб из алюминиевых сплавов является сплав марки Д16.
Высокую стойкость к сырой нефти и некоторым бензинам показали алюминиевые сплавы АМг2, AMr3, АМг5 и АМг6. Из перечисленных магналиевых сплавов наиболее технологичным сплавом для изготовления аппаратов является сплав АМг2, особенно при изготовлении конденсаторов и холодильников на нефтеперегонных заводах.
В США оборудование для нефтяной промышленности изготовляется из алюминиевых сплавов серии Зххх, 5ххх и 6ххх. В конструкции бурового оборудования применяют трубы из сплава 6063. Морские платформы собираются из труб 6061, 6063, а также из высокопрочных сплавов марок 2014 и 7075. Из алюминия АДОО, АДО и АД1 изготовляют емкости, колонны, конденсаторы и т.п. для производства уксусной кислоты, сульфирования жирных спиртов, хлората калия, натриевой и аммиачной селитры, синильной кислоты и т.д.
Химической промышленности рекомендованы алюминиевые сплавы АМц, АМг2, АМгЗ, АМг5 для изготовления сосудов, работающих под давлением при температурах от – 196 до +150 °С.
Из алюминия АДОО, АДО и АД1 изготовляют емкости, колонны, конденсаторы и т.п. для производства уксусной кислоты, сульфирования жирных спиртов, хлората калия, натриевой и аммиачной селитры, синильной кислоты и т.д.
В США в зависимости от условий эксплуатации аппаратуры химической промышленности применяют сплавы серий 1ххх, Зххх, 5ххх. В отдельных случаях для обеспечения наибольшей прочности применяют термически упрочняемые сплавы 2ххх и 7ххх с пониженной коррозионной стойкостью.
Емкости для хранения химических продуктов выполняют из сплавов высокой коррозионной стойкости – 1100 или 3003; сосуды высокого давления – из сплавов 5052 или 6063; тара, цистерны и другие виды оборудования для хранения уксусной кислоты, высокомолекулярных жирных кислот, спиртов и других продуктов – из сплавов 3003, 6061, 6063, 5052; емкости для озоносодержащих растворов удобрений из сплавов 3004; 5052 и 5454; емкости для хранения растворов нитрата аммония из сплавов 1100, 3003, 3004, 5050, 5454, 6061 и 6062 .
Описание и стандарты производства
Металлические листы служат декоративными элементами для мебели или пьедесталов, подобным материалом широко пользуются дизайнеры.
Рифлёный лист изготавливают из сплава алюминия, дюрали, дополнительно в его состав добавляют медь и магний. Сплав изготовлен по требованию ГОСТ 21631–76 . Металлический прокат выполнен в форме прямоугольника. Сплав проходит процесс закалки, результатом является приобретённая прочность и твёрдость, которые в 7 раз выше в сравнении с обычным состоянием металла.
Вес готового изделия из дюрали в несколько раз уменьшен в сравнении с железом. Это качество алюминия делает его востребованным во многих отраслях и сферах деятельности человека.
Сплав алюминия с внесением добавок позволяет легко нанести на заготовку декоративное или защитное покрытие.
Название алюминиевая заготовка получила из-за своего рисунка, который наносится в виде чередующихся штрихов или полос под строгим углом. Спрос на алюминиевый рифлёный лист обусловлен наличием рифлей и широкой сферой применения.
Рифлёный лист имеет несколько вариантов нанесённых на его поверхность рисунков. Штрихи наносятся и чередуются в шахматном порядке.
- Алмаз или даймонд. Рисунок наносится единичным выступом и напоминает форму алмаза.
- Дуэт. Рисунок наносится парно, в виде двух штрихов.
- Лист алюминиевый рифлёный Квинтет. Рисунок состоит из пяти штрихов, нанесённых параллельно друг другу.
Рифлёный алюминий производят в нескольких марках, наиболее распространены следующие сплавы:
- Сплав алюминия и 2% магния (не превышая 4%) AMr2. Пластичный и прочный сплав, подлежит соединению при помощи сварки. Обладает стойкостью к воздействию коррозии. Изготовлен сплав в соответствии с ГОСТ 4784–97 .
- Алюминиевый сплав с марганцем, добавленным не более 1,5%, AMn. Состав металлического изделия по своим свойствам не обладает достаточной прочностью, но устойчив к коррозии и очень пластичен. Изготавливается в соответствии с ГОСТ 4784–97 .
- Алюминиевый сплав с добавкой меди от 2 до 5% и магния от 0,4 до 1,6%, называется ВД1. Это изделие характеризуется высоким показателем прочности и пластичности. Материал легко при необходимости можно обработать антикоррозийным покрытием. Изготовление производится в соответствии с ГОСТ 1131–76 .
Листы выпускаются в двух размерах: 1200*3000 мм и 1500*3000 мм. Этот размер листов считается универсальным, однако при необходимости и наличии производственных мощностей изготовителя размеры могут увеличиться и составлять от 4 до 6 метров. Производитель может уменьшить размер листа до 2 или 2,5 метров.
Толщина изделия разнится и колеблется в диапазоне от 1,2 до 5 мм.
Вес изделия составляет от 15 до 40 кг.
Это интересно: Сортовой прокат
Где применяется алюминиевый металлопрокат
Среди многочисленных направлений использования прокатной продукции можно выделить следующие:
Применение алюминия
- Мебельное производство. Профиль используют для усиления и обеспечения функциональности деталей мебели.
- Листовой прокат разной толщины применяют в самолетостроении, а также в производстве судов и космических аппаратов.
- Химическая промышленность (сосуды, оборудование).
- Нефтяная и газотранспортная отрасль (трубопроводы, емкости для хранения и перевозки).
- В сфере строительства. Листовым прокатом кроют крыши, из алюминиевого уголка, труб и профиля сооружают конструкции, изготавливают окна и двери.
- Продукция для оборонной промышленности (броня танков и других машин, армейская экипировка, мобильные средства переправы).
- Пищевая промышленность (банки для напитков и прочая тара, кухонное оборудование, фольга для приготовления и хранения пищи).
- Масштабные сооружения (мосты, башни, телевизионные вышки).
- Радиолокационное оборудование, антенны, телескопы.
- Автомобильная промышленность (обшивка кузова, радиаторы).
Способы и особенности литья алюминия
Знакомство с любым материалом стоит начинать с изучения его происхождения и процесса производства. Алюминий достаточно уникальный металл, поскольку в отличие от железа он значительно легче, устойчив к коррозии, а также весьма податлив для любой обработки. Эти качества позволяют не ограничиваться размерами заготовок при литье, а легкий вес упрощает транспортировку и дальнейшее использование.
Производство этого металла кардинально отличается от металлургических процессов плавки чугуна, поскольку этот материал попросту отсутствует на планете в чистом виде, в отличие от железа, и других металлов.
Сырьем выступают бокситы — алюминий содержащую руду, которая проходит 2 этапа переработки, и только после этого мы получаем алюминий в знакомом виде.
Руда не поступает на плавку сразу после добычи, поскольку для начала бокситы необходимо превратить в глинозем — белый рассыпчатый порошок, представляющий собой оксид алюминия. Для переработки используют метод Байера, который используются больше 100 лет во всем мире. Именно благодаря ему происходит переработка 85-90% всех бокситов в мире. Главным недостатком способа является требовательность к качеству бокситов, ведь в них должно присутствовать минимальное количество примесей, особенно кремнезема.
Полученный глинозем достаточно проблематичный, поскольку он постоянно впитывает влагу, поэтому каждый производитель стремится оптимизировать транспортные затраты и устранить любые задержки.
Главной сложностью производства алюминия является потребность в огромном количестве электричества, поскольку плавка возможно лишь при помощи электролиза, а не нагревания (как в случае со сталью и чугуном).Именно поэтому все предприятия, сосредоточенные на производстве этого металла расположены рядом с источниками энергии.
Электрика
Алюминий и ряд сплавов на его основе находят применение в электротехнике, благодаря хорошей электропроводности, коррозионной стойкости, небольшому удельному весу, и, что немаловажно, меньшей стоимостью, по сравнению с медью и ее проводниковыми сплавами. В зависимости от величины удельного электросопротивления, алюминиевые сплавы подразделяют на проводниковые и сплавы с повышенным электрическим сопротивлением
В зависимости от величины удельного электросопротивления, алюминиевые сплавы подразделяют на проводниковые и сплавы с повышенным электрическим сопротивлением.
Удельная электрическая проводимость электротехнического алюминия марок А7Е и А5Е составляет порядка 60 % от проводимости отожженной меди по международному стандарту. Технический алюминий АД0 и электротехнический А5Е используют для изготовления проводов, кабелей и шин. Применение в электротехнической промышленности получили низколегированные сплавы алюминия системы Al-Mg-Si АД31, АД31Е.
Сплавы алюминия, повышающие его прочность и улучшающие другие свойства, получают введением в него легирующих добавок, таких, как медь, кремний, магний, цинк, марганец.
Дуралюмин
Дуралюмин (дюраль, дюралюминий, от названия немецкого города, где было начато промышленное производство сплава) – сплав алюминия (основа) с медью (Cu: 2,2 – 5,2%), магнием (Mg: 0,2 – 2,7 %) марганцем(Mn: 0,2 – 1 %). Подвергается закалке и старению, часто плакируется алюминием. Является конструкционным материалом длZ авиационного и транспортного машиностроения.
Рисунок 6 – Дюралюминий листовой
Силумин
Силумин – легкие литейные сплавы алюминия (основа) с кремнием (Si: 4 – 13 %), иногда до 23 % и некоторыми другими элементами: Cu, Mn, Mg, Zn, Ti, Be). Из него изготавливают детали сложной конфигурации, главным образом в авто- и авиастроении.
Рисунок 7 – Силумин | Рисунок 8 – Магналии |
Магналии
Магналии – сплавы алюминия (основа) с магнием (Mg: 1 – 13 %) и другими элементами, обладающие высокой коррозийной стойкостью, хорошей свариаемостью, высокой пластичностью. Из них изготавливают фасонные отливки (литейные магналии), листы, проволоку, заклепки и т. д. (деформируемые магналии).
По широте применения сплавы алюминия занимают второе место после стали и чугуна .
Из чего складывается стоимость на прием алюминия
Факторы, влияющие на стоимость металлолома
Цены на алюминиевый лом формируются исходя из учета:
• вида алюминия;
• качества;
• состава;
• размера;
• объема партии.
Зависимость цены лома от качества и объема
Основным ценообразующим фактором является качество лома алюминия. Самый дорогой вид сырья – электротехнический алюминий. К нему относится любая кабельная продукция, защитные электротехнические конструкции. Менее выгодной для приема является так называемый лом микс. Это не сортированный металл для переработки, в составе которого есть алюминий.
Пример электротехнического алюминия
Загрязненность лома алюминия является не менее важным фактором, влияющим на его стоимость.
Стоит учитывать и то, что чем больше объем лома, тем выше цена за килограмм. Поэтому частным лицам и организациям гораздо выгоднее сдавать алюминиевые отходы после накопления достаточного количества.
Средние цены на лом алюминия
Тип алюминия | Цена, руб./кг |
Банки | 35 |
Кабель | 80 |
Картерный | 62 |
Пищевой, шина | 85 |
Профиль | 90 |
Электротехнический | 90 |
Стружка | 30 |
Микс | 62 |
Как выгодно сдать алюминиевое вторсырье
Повысить стоимость металлолома из алюминия и выгодно заработать помогут следующие правила:
1. Уберите весь мусор. Все неметаллические включения такие, как дерево, пластик и прочий мусор должны быть удалены;
2. Рассортируйте лом. Разделите лом алюминия на группы по виду, габаритам или другим параметрам. Отделите элементы и включения из других металлов по мере возможности;
3. Проанализируйте цены пунктов приемов Вашего города и выберите наиболее выгодные;
4. Проведите демонтаж крупногабаритных изделий.
Авиация
На современном этапе развития дозвуковой и сверхзвуковой авиации алюминиевые сплавы являются основными конструкционными материалами в самолетостроении.
В авиации США широко применяются сплавы серии 2ххх, Зххх, 5ххх, 6ххх и 7ххх. Серия 2ххх рекомендована для работы при высоких рабочих температурах и с повышенными значениями коэффициента вязкости разрушения. Сплавы серии 7ххх — для работы при более низких температурах значительно нагруженных деталей и для деталей с высокой сопротивляемостью к коррозии под напряжением. Для малонагруженных узлов применяются сплавы серии Зххх, 5ххх и 6xxx. Они же используются в гидро-, масло-и топливных системах.
В России при изготовлении авиационной техники успешно используются упрочняемые термической обработкой высокопрочные алюминиевые сплавы Al-Zn-Mg-Cu и сплавы средней и повышенной прочности Al-Mg-Cu. Они являются конструкционным материалом для обшивки и внутреннего сплавного набора элементов планера самолета (фюзеляж, крыло, киль и др.). Сплав 1420, принадлежащий системе Al-Zn-Mg, используют при конструировании сварного фюзеляжа пассажирского самолета. При изготовлении гидросамолетов предусмотрено применение свариваемых коррозионностойких магнолиевых сплавов (AМг5, АМг6) и сплавов Al-Zn-Mg (1915, В92, 1420).
Рисунок 1 – Гражданский самолет
Бесспорное преимущество имеется у свариваемых алюминиевых сплавов при создании объектов космической техники. Высокие значения удельной прочности, удельной жесткости материала позволили обеспечить изготовление баков, межбаковых и носовых частей ракеты с высокой про-дольной устойчивостью. К достоинствам алюминиевых сплавов (2219 и др.) следует отнести их работоспособность при криогенных температурах в контакте с жидким кислородом, водородом и гелием. У этих сплавов происходит так называемое криогенное упрочнение, т.е. прочность и пластичность параллельно растут с понижением температуры.
Сплав 1460 принадлежит системе Al-Cu-Li и является более перспективным для проектирования и изготовления баковых конструкций применительно к криогенному типу топлива – сжатому кислороду, водороду или природному газу.
Требования к сдаваемому металлолому из алюминия
Для того чтобы выручить как можно больше за сдаваемый лом, следует обратить внимание на то, в каком состоянии он находится. К каждому виду алюминиевого лома существуют свои требования качества и внешнего вида:. • Лом алюминия электротехнический А-1-1
Без засора инородными металлами, лаком, эмалью, краской, маслом. Габариты не более 1000х1500 мм
• Лом алюминия электротехнический А-1-1. Без засора инородными металлами, лаком, эмалью, краской, маслом. Габариты не более 1000х1500 мм.
• Лом алюминия пищевой А-1-2. Допускаются частичные остатки масла, краски, бумаги, закопчености. Инородные металлические элементы должны отсутствовать. Габариты не более 1000х1500 мм.
• Лом алюминия бытовой пищевой А-1-2. Кастрюли, фляги, посуда и другой пищевой лом толщиной более 1 мм, без железных приделок. К сдаче допускаются отдельные алюминиевые ручки.
• Алюминиевый профиль А-2-1. Алюминиевый оконный профиль. Допускаются следы краски.
• Лом алюминия вторичного А-3-1. Не пакетированный лом однородной обрези прутков, листов. Размер отдельных кусков не менее 100х100 мм. Засор не более 3%.
• Лом алюминия вторичного А-3-2. Разнородный бытовой деформированный лом. Допускаются детали без железных приделок из сплавов с содержанием цинка до 10% от партии.
• Лом алюминия моторного А-5-2. Лом моторный и литые корпуса электродвигателей. Толщина более 3мм, засор до 5%.
• Алюминиевая банка Гр3. с 2а. Допускаются банки из-под напитков и аэрозольные баллончики (не более 10% от общего объема). Засор до 5%.
Алюминиевая банка – лом, который проще всего добыть
• Лом алюминия А-9 А-10-2. Алюминиевая кабельная оболочка. Засор до 5%.
• Стружка алюминиевая. Стружку различных сплавов необходимо разделить на отдельные группы.
• Лом ЦАМ. Без инородных приделок и железа. Засор до 7%.
Транспорт
Алюминий в легковых автомобилях
Средняя масса алюминия в легковых автомобилях в Европе в 2006 составляла около 118 кг и продолжала увеличиваться. Его доля в различных компонентах и деталях автомобилей составляет (в килограммах на один автомобиль):
- блоки цилиндров двигателей: 40,3
- трансмиссия: 16,3
- шасси, подвеска и управление: 12,5
- колеса: 17,7
- теплообменник: 12,3
- тормоза: 3,7
- кузов: 6,8
- тепловые экраны: 1,4
- бамперы: 2,8
- другие компоненты: 3,9.
Алюминиевый блок цилиндров автомобиля
Алюминиевый автомобильный колесный диск
Применение алюминия для изготовления автомобильных деталей обусловлено следующими его свойствами:
- низкая плотность;
- прочность;
- жесткость;
- вязкость;
- стоимость;
- коррозионная стойкость.
Алюминиевая рама автомобиля
Алюминиевые сплавы для грузовых автомобилей
Алюминиевые сплавы для автомобильных цистерн
Производство алюминиевых автомобильных цистерн
Алюминиевые сплавы для кузовов самосвалов
Производство алюминиевых кузовов самосвалов
Алюминиевые сплавы для автомобильных фургонов
Алюминиевые сплавы для шасси грузовых автомобилей
Алюминий в вагоностроении
Конструкция высокоскоростного поезда Intercity Express
из прессованных алюминиевых профилей – Германия, 1992
Алюминиевый вагон городского рельсового транспорта
Грузовой алюминиевый вагон для перевозки угля
Алюминевый патрульный катер
Круизный лайнер с алюминиевой надстройкой
Алюминиевая яхта-катамаран
Алюминиевые сплавы для самолетов
Первый самолет братьев Райт в 1903 году был в основном деревянным с алюминиевым двигателем.
Среди алюминиевых сплавов, которые применяют в самолетостроении доминируют высокопрочные деформируемые сплавы, такие как, сплав 2024 (содержащий медь и магний) и сплав 7075 (содержащий магний, цинк и немного меди). Большинство алюминиевых сплавов, которые применяются в самолетостроении, являются несвариваемыми и их соединяют в основном заклепками.
На рисунках ниже показано применение сплавов серии 2ххх для изготовления фюзеляжа самолета и сплавов серии 7ххх – для крыльев.
(a)
(б)
Применение алюминиевых сплавов в самолетостроении:
а – сплавы серии 7ххх для фюзеляжа и б – сплавы серии 2ххх для крыльев .
Аэробус А380
Основные требования к алюминиевым сплавам в аэрокосмической промышленности:
- низкая плотность;
- высокая прочность;
- точность механической обработки;
- коррозионная стойкость;
- стоимость.